В жизни у любого человека когда то наступает момент, когда все происходит в первый раз и с этим непременно начинает накапливаться опыт. Такая ситуация может сложиться, к примеру, у новоиспеченного школьного психолога, когда директор неожиданно просит о проведении тренинга.
Специалист, только еще начинающий свою трудовую деятельность, к поставленной впервые задаче, бывает не всегда готов. В случае такой необходимости не стоит начинать подготовку с изучения чужого наработанного материала. Только собственный подход в проведении психологического тренинга является выходом из сложившейся ситуации. Если говорить более конкретно, то начните с определения тематики и целенаправленности тренинга. Скорее всего, вашего руководителя заинтересует какой то возникший вопрос, касающийся всего коллектива школы. Самой распространенной причиной проведения собраний и тренингов становится тема сплочения коллектива, когда все педагоги разобщены, или не выдерживают эмоциональных перепадов. Исходя из этого, можно сформулировать как тему, так и цель. Тренинг оценка персонала поможет дать правильную оценку компетенции сотрудников.
Чтобы тренинг не казался скучным, покажите как можно увереннее свою личную заинтересованность в этом вопросе. Важно также составить список лиц педагогического состава, которые будут участвовать непосредственно в тренинговой группе. Самым оптимальным вариантом будет группа участников от 5 до 15 человек. Составьте план по количеству занятий и времени по их продолжительности. Четко сформулируйте задачу проводимого вами тренинга. К примеру, если говорить о первой цели, то задачей является умение взаимодействовать друг с другом и устанавливать конструктивные взаимоотношения. Психологическая техника должна быть подобрана соответственно. Можете воспользоваться уже известной вам психологической технике, но самым наилучшим образом на слушателя подействует группа упражнений, разработанная вами самостоятельно с учетом различной их направленности (вербальная, образная, активная, двигательная). Каждый день занятий должен быть прописан в вашем окончательном сценарии. Не маловажное значение имеет работа над собой. Способность донести невербальную и вербальную информацию каждому из слушателей приведет напрямую к успеху.
Тренируйте перед зеркалом мимические образы и правильность изображения заинтересованности, удивления, испуга, радости и другие мимики, учитывая тон, громкость голоса, темп и тембр речи. С их помощью научитесь выделять ключевые фразы и выражения. Контакт глаз нужно учиться удерживать как с группой в целом, так и с подгруппами из 3 — 5 человек, а также с каждым из участников. Ваш внешний вид не должен быть броским, важна опрятность и аккуратность. Первое занятие должно быть основано на принципах формирования правил группы. В группе свое мнение должен выражать каждый, а ваша задача в этот момент состоит в том, чтобы следить за активностью группы в целом, учитывая эмоциональное состояние каждого и обратную связь с группой. Атмосфера должна быть доверительной и для этого вы должны объявить участникам группы, что каждый из них может говорить только правду, а общение, в целом, должно быть на «ты».
Слушатели должны знать о конфиденциальности проводимых вами психологических тренингов, то есть, то, что происходит между участниками группы на занятиях, не должно выносится в свет и оставаться только между ними. Занятие заканчивайте рефлексией. Каждый из участников должен высказать свое мнение о том, что он узнал, приобрел и понял за этот день. Следующее занятие начните с вопросов о том, что интересного, нового или смешного произошло у участников группы. Если участники желают самосовершенствоваться, начали анализировать поступки, совершенные ими, обязательно поощряйте их. Последнее занятие в группе посвятите тому, что после тренинга участникам стоит воздержаться от совершения поступков, которые совершаются необдуманно.
http://irinafenske.com